Созидание мира
Dec. 8th, 2013 05:53 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Традиции – это не поклонение пеплу, а передача огня.
Густав Малер
Психологи-юнгианцы часто говорят о ложном ощущении нуминозного и о том, какие печальные последствия оно несет. Но, как мне кажется, они ошибаются.
Ложного ощущения нуминозного не бывает. Бывает отсутствие контейнера для ощущения нуминозного. И тогда возникает два способа справиться с перехлестывающими переживаниями с той стороны: рационализация (которая может выражаться в забалтывании, добавлении лишних подробностей, измышлении для произошедшего декоративных метафор, построении схоластических теорий и так далее) и полное погружение с потерей себя. Первый вариант чаще всего выливается в догматический квазирелигиозный квест, который не прекращается никогда и при столкновении с реальностью только усиливается (вспомним крестовые походы всех мастей и всех конфессий на протяжении только нам известной человеческой истории), а второй – в банальную зависимость. Причем, очень важно отличать такую зависимость – которая может выражаться, например, в тяге к тому или иному веществу, состоянию или занятию – от, условно говоря, биологической зависимости. То есть, существует разница между наркоманом, который обладает физиологической предрасположенностью к зависимости от определенного вещества, и наркоманом, для которого это вещество является проводником к нуминозному. У меня есть стойкое ощущение, что большая часть тех, кто лежит на лечении в наркологических диспансерах и протирает кушетки психоаналитиков, просто не разобрались в своих отношениях с той стороной.
И это неудивительно. Для того, чтобы построить глубокие и экологичные отношения с той стороной, нужно вначале наладить полноценную жизнь здесь. В этой реальности мы не просто так. Здесь наш дом в самом буквальном, бытовом, человеческом и витальном смысле. Как физический дом, так и дом, который принято называть Эго. Без этих надежных стен, позволяющих жить и радоваться жизни в человеческом мире, соваться на ту сторону – не только опасно, это зачастую самоубийственно.
Более того: соваться на ту сторону всем не нужно. Одна из основных ошибок психологии, философии и политики ХХ века – в том, что они решили, что изначальная эгалитарность (равенство) при рождении автоматически означает эгалитарность в занимаемых жизненных позициях и структуре племени. Это не так. Основную, подавляющую часть сообщества всегда составляют труженики (крестьяне, мастеровые, работники сферы услуг – те, кто совершают физическую работу для обеспечения жизни группы), другую, значительно меньшую, – армия, воины (обеспечивающие физическую безопасность народа), и совсем исчезающе малую – жрецы и шаманы. Последние делают самую, пожалуй, непростую и самую необычную работу – сохраняют психические границы племени и поддерживают контакт с другой стороной.
Важно понимать, что жрецы и шаманы – это глобальное исключение из правил, люди с особой структурой психики и обладающие мандатом от общества на общение с Силой и мандатом от Силы на общение с обществом. Они живут на краю – на краю деревни или города, на краю логического представления о мире, на краю Ойкумены, в чем бы она ни выражалась. Это очень трудный путь, хотя бы потому, что опыт, который здесь получается, категорически не верифицируется в терминах остальных членов племени. Да-да, шаман – это легитимный сумасшедший. Он регулярно ходит в темноту для того, чтобы сохранять базовые настройки племени в состоянии равновесия с Неведомым. Все остальные функции – лечение, вразумление, помощь в охоте и выращивании урожая – побочные и вторичные. Главное – это контакт, который позволяет границе оставаться гибкой и проницаемой с двух сторон.
Шаманом нужно родиться. Нужно изначально возникнуть «на границе мира», чтобы иметь возможность понимать язык обеих реальностей. Как человек, который родился, вырос и живет в культуре билингвов, я это очень хорошо знаю по себе. Но штука не только в том, чтобы понимать оба наречия, штука в том, чтобы еще и уметь говорить. Не произносить слова, а работать речью в том смысле, в каком это понимается, когда говорят о Гермесе Трисмегисте, Тоте, Одине и Локи как тех, кто приносит людям магию и письмо – в одном конверте. Редкий дар, который дает большую власть и огромную ответственность.
Но что же произошло в ХХ веке? По меткому замечанию К. Г. Юнга, к этому времени контакт с нуминозным в Европе оказался по большей части утрачен, но вот формы и ритуалы, которые помогали поддерживать этот контакт, сохранились. А бурно цветущая, начиная с XVIII века, эгалитарность открыла двери к этим формам и ритуалам для всех подряд. Поздравляю вас, дорогие друзья, так возникла психотерапия.
Я утверждаю и настаиваю, что психотерапия работает с теми же явлениями и феноменами, что и магия, и шаманская практика. Но, в отличие от последних, она ничего не знает о технике безопасности при работе с такими вещами и – полагает, что с ними могут работать почти все, при условии прохождения тренинга продолжительностью несколько сотен часов личной или групповой терапии. Однако это не так. Это все равно, что утверждать, что после нескольких походов в лес на экскурсию вы сможете стать егерем или охотником. Можно, конечно, убедить себя, что лес существует только в вашем воображении, но тогда не нужно жаловаться, когда у вас на руках и ногах «ниоткуда» начнут появляться волчьи укусы и следы лисьих когтей.
Основная проблема психотерапии – а вместе с ней, и сообщества, в котором насаждается искаженная система ценностей, – в том, что они переводят в сумеречную зону людей, которые категорически к этому не приспособлены. Их еще называют профанами. Это не ругательное слово, это просто способ обозначить человека, который не имеет отношения к магии. Более того, – психотерапия не обладает средствами защитить этих людей от опасностей, которые им там непременно встретятся, и, фактически, оставляет их один на один с неуправляемым психозом. В результате возникает (в лучшем случае) так называемый феномен выгорания или просто клиническое безумие. Есть еще вариант формального следования «психотерапевтическим нормам» без включения контакта вообще, но он все равно заканчивается выгоранием, рано или поздно. Аналогично среди своих пациентов/клиентов большинство психотерапевтов не способны распознать людей, пострадавших от неконтейнированного нуминозного и «несанкционированных» походов в Неведомое. Если терапевт не имеет адекватного опыта обращения с магической реальностью, он не сможет отличить симптомы интоксикации нуминозным или зависимости от него. И спишет все на наркотические эффекты и компульсивные реакции. При этом, вполне возможно, будет поломан реальный шаман или маг, или «вытолкан» в сумасшествие человек, который просто искал адекватного духовного опыта в рамках своих возможностей. Не говоря уже о травме самого терапевта.
Христианская церковь не зря негативно отзывается о психологах и психологии. Многовековая жреческая традиция хорошо понимает, что проблема здесь даже не в теории и не в каких-то (да ради Бога) атеистических идеях, а в том, что люди занимаются тем, на что у них нет мандата и внутреннего контейнера. Грубо говоря, голышом и среди ночи идут в лес. Последствия очевидны.
Какой может быть выход из этой ситуации? Ну, честно говоря, пока выхода не существует. Потому что соблазн (еще одно точное христианское слово) получить власть жреческого жезла, не приняв за него ответственности, слишком велик. И толпы жаждущих приобщиться к очередному психологическому течению растут год от года не потому, что эти течения эффективны, а потому, что в них есть место для реализации детского желания получить все, не отдав в ответ ничего. Или хуже? Заплатить деньги за обучение и считать, что ты «принес жертву», после которой – трава не расти. А в том, что приходящее после разочарование, усталость, опустошенность и полная дезориентация – это не «издержки силы», а стократная расплата за то, что сели не в свои сани, вряд ли многие решатся признаться себе. В лучшем случае, будет запущен очередной семинар на тему «Как защититься от профессионального выгорания?».
Но, все-таки, что можно сделать? Я бы сказала, нужно изменить общественный договор. «Реформами» или «изменениями взглядов» только в психотерапевтическом сообществе дело не обойдется. Тем более, что цеховые интересы, часто связанные с мощными денежными потоками, не позволят большинству профессионалов – из тех, кто принимает организационные и идеологические решения, – повернуть психотерапевтическую гильдию к другой парадигме. Ситуация должна быть изменена принципиально, вне зависимости от этой локальной реальности: от механистической системы верований и популистской эгалитарности к переструктурированию общества, исходя из его реальных потребностей. Как духовных, так и физических.
То, что нужно сделать, – вернуть в мир Традицию, какой она была долгие века до того, как опустошительные набеги на естественность и умение жить в согласии с природными циклами изменили наши внутренние и внешние ландшафты и заставили нас думать, что мы занимаем центральное, правящее положение в этом мире и что каждый из нас – хозяин этой реальности. Это ошибка. Если простой служащий в развитых странах сегодня живет более комфортно, чем короли в Средневековье, это само по себе не делает его королевской особой. Мы потерялись не в нехватке, мы потерялись в избытке возможностей, который – в силу чудовищной перегрузки внутренних ресурсов – для большинства моментально стал нехваткой.
