Предсказуемый семиозис
Dec. 22nd, 2012 01:04 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Самое первое и самое важное, что нужно усвоить занимающемуся любой понимающей практикой – различие между герменевтикой и семиозисом.
Помимо всего прочего, разница между ними в том, что у семиозиса нет чувства юмора. В нем есть знания, теории и концепции, есть интересные гипотезы, есть достаточно связный и глубокий нарратив. Но улыбки и возможности благодаря этой улыбке изменить взгляд на себя самого, скользнуть в новую тему и технику, сюрприз новой идеи, – нет.
В психоанализе юмор считается одной из высших защит, и это выдает в нем семиозис. Вы можете встретить в психоаналитических работах все, что угодно, кроме настоящей, смешной, сильной, многоуровневой шутки. Хитрец-Гермес обходит стороной эти мрачноватые чертоги и недоуменно пожимает плечами: надо же, какая важность! Впрочем, иногда он заглядывает в окна, и, издевательски прищелкивая языком, орет прямо в ухо очередному аналитическому дарованию «новую теорию неврозов», которую тот (разумеется) приняв всерьез, тут же начинает исступленно записывать…
Семиозис буквален, точен, аккуратен. Именно в его контексте составляются словари и глоссарии, очерчивается терминология, обретает форму парадигма. Но это же и его бич: никто не в состоянии выйти за пределы этого военизированного периметра, как и защититься от его избыточного традиционализма.
Шутка, смех, парадокс несовместимы с жесткой знаковой системой, с фиксированной инструкцией, сколь бы сложной она ни была. Им необходимы движение, свобода, ярость, вихревые потоки, дикий пляс на немытом полу. Образ способен смеяться повсюду, и даже если его создатель смертельно серьезен, образ высмеет и его.
Мы не можем управлять образами, но зато можем управлять знаками. Поэтому нет большего наслаждения для ученого или обывателя, для школьного учителя или психоаналитика, чем постараться в точности выяснить, что означает то или иное явление или симптом, художественное произведение или система уравнений. К счастью, сама серьезность, с которой они занимаются своим семиотическим (действительно крайне важным) делом, создает образ, который искренне потешается над всем этим.