Это просто чудо
Jan. 4th, 2013 05:33 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Я всегда любила Э.Т. А. Гофмана по привычке. Он считается одним из родоначальников жанра современной литературной сказки и фэнтези, и потому не любить его было бы неприлично.
Разумеется, «Щелкунчик». Обломки из «Золотого горшка» и рваные полосы из «Принцессы Брамбиллы». Обильная критика. Что-то из университетского курса, хоть убейте, не помню что.
И вот несколько дней назад мне вдруг попадается под руку «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». И я влюбляюсь мощно и неудержимо.
В моей жизни были и есть разные книги: те, которые мне нравятся, вызывают симпатию, нежность, тепло, заставляют смеяться или плакать, хмыкнуть и согласиться с автором в целом или по частям. Есть такие, которые я могу подвесить к потолку, словно ведьма – букетик душистых трав, авось пригодится, когда придет время. Есть книги, которые восхищают меня своим умом, своей остротой, своей музыкальностью. Другие открывают мне нечто, что было у меня под самым носом, но по какой-то причине я этого не видела.
А есть книги, которые я ждала всю жизнь. И всю жизнь их знала. Знала каждую их черточку, каждое слово, каждую фразу, напевая отдельные страницы и разыгрывая внутри себя целые главы. Их очень мало, но я узнаю их безошибочно.
Так было с «Гарри Поттером». Так было с «Рунной магией». С «Волшебником Земноморья». Ну, вы уже догадываетесь?..
И теперь – Гофман.
Боже мой, это совершенство. Буйство красок и потрясающая способность увеличивать и уменьшать мир, чтобы увидеть все его тонкости и детали. Свободное, безрассудное, шаловливое волшебство. Сатира на политические нравы XIX века, которая звучит пугающе современно. И сказка – такая, которая только и может возникнуть там, где ей дают проявить себя в полной мере.
Гофмана у нас чаще всего воспринимают как обязательную новогоднюю программу, в лучшем случае, – сладковатую страшилку на десерт, что-то вроде обертки от праздничной шоколадки. Но, бог мой, это все равно, что устанавливать Моцарта на звонок мобильного телефона.
Он глубокий, он умный, он филигранно точный и очень, очень образованный. Его фразы богаты, насыщенны, они полны смыслом и наслаждением, как виноградные гроздья, широки, как весеннее поле и любовно выделаны, как произведение искусства.
И этот юмор, настоящий смех, который бросают вам в руки, как мяч, будучи уверены, что вы его поймаете…
Чего стоит хотя бы вот это:
«Лекции Моша Терпина посещались в Керепесе чаще всего. Он был, как о том уже сказано, профессором естественных наук: он объяснял, отчего происходят дождь, гром, молния, отчего солнце светит днем, а месяц ночью, как и отчего растет трава и прочее, да так, что всякое дитя могло бы это уразуметь. Он заключил всю природу в маленький изящный компендиум, так что всегда мог с удобством ею пользоваться и на всякий вопрос извлечь ответ, как из выдвижного ящика. Начало его славе положило удачно выведенное им после многочисленных физических опытов заключение, что темнота происходит преимущественно от недостатка света».
Или это:
«Прежде чем мы приступим к просвещению, то есть прикажем вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу, – прежде надлежит изгнать из государства всех людей опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества...вы, всемилостивейший господин, должно быть, знаете про так называемых фей, однако вы, верно, и не догадываетесь, что некоторые из числа сих опасных особ поселились в вашей собственной любезной стране, здесь, близехонько от вашего дворца, и творят всяческие бесчинства.»
И еще – в историях Гофмана всегда звучит его личность. Поразительным образом, рассказчик в них является полноправным действующим лицом, и это, как правильно сбалансированная щепотка красного перца, придает книге особый аромат, вкус и смысл.
Начни читать, и не сможешь остановиться.